Меню Закрыть

Гордость города

Открыта «горячая линия» Министерства здравоохранения ДНР с целью противодействия возможному распространению COVID-19 в Республике Телефон «горячей линии»: (062)303-27-72; Короткий номер для звонков с мобильного оператора «Феникс»: 277;  «Горячая линия» Администрации г. Дебальцево 0713084905 или 107
Номера горячей линии по противодействию распространению коронавирусной инфекции изменены – Минздрав  Новые номера:   (062) 3042741     0713084912   0715336772 Время работы: понедельник-пятница с 9:00 до 17:00

Краснов Кирилл Сергеевич

       Кирилл Краснов родился 27 марта 1903 года в деревне Ново-Вергелевка (ныне — Луганская область ). С четырнадцатилетнего возраста работал на железной дороге, был ремонтным рабочим, грузчиком топливного склада. С 1929 года был составителем поездов. В годы Кривоносовского движения он явился одним из инициаторов ускорения формирования железнодорожных составов, предложив спускать с горки вагоны маневровым паровозом, после чего эти вагоны по инерции направлялись на путь формирования новых составов. В ночь с 6 на 7 октября 1935 года он, несмотря на то, что был свободен от дежурства, сформировал четыре поезда, затратив на два по 5 минут и ещё на 2 — по 10 минут. За декаду бригада Краснова сформировала 32 маршрута. Этот почин распространился по всем железным дорогам СССР.

       С 1938 года Краснов руководил станцией Дебальцево. Окончил Центральные курсы НКПС СССР, после чего работал старшим помощником начальника станции «Купянск-Сортировочная». В годы Великой Отечественной войны он был инициатором ускорения формирования поездов путём одновременной разборки-сборки с головной и хвостовой частей. С октября 1941 года работал на железных дорогах Урала. После освобождения Купянска он вернулся к своему прежнему месту работы. При его активном участии станция была восстановлена и начала пропускать военные эшелоны.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за «особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Кирилл Краснов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот» за номером 127.

       После войны Краснов продолжал работать на железной дороге. С мая 1963 года — на пенсии. Проживал в Купянске. Умер 8 июня 1973 года.

       Дважды Почётный железнодорожник. Был награждён двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта», рядом медалей.


Григорий Владимирович Калужин

       Родился в 1916 году в Ростовской области. Член КПСС.

       С 1936 года — на хозяйственной, общественной и политической работе.     В 19361976 гг. — машинист грузовых поездов депо узловой станции Дебальцево Северо-Донецкой железной дороги, участник эвакуации предприятий и перевозки грузов в Великую Отечественную войну, старший машинист паровозного депо Дебальцево-Сортировочное Донецкой железной дороги Сталинской области Украинской ССР, инициатор сокращения простоя вагонов, участник бригадного соревнования машинистов-тяжеловесников.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

       Делегат XX съезда КПСС.

       Умер в Дебальцево в 1988 году.


Василий Яковлевич Дубина

       Родился Василий 1 января 1909 года на станции Хацепетовка (ныне — город Углегорск Донецкой области) в семье железнодорожника. В шестнадцать лет пришёл работать на железную дорогу учеником слесаря по ремонту паровозов, потом стал поездным кочегаром, успешно сдал экзамен на помощника машиниста. Работал в депо Дебальцево-восток.
       В 1931 году был призван в Красную Армию. Военную службу проходил в железнодорожном полку в Киеве, там получил права на управление локомотивом. В 1931 году вступил в ВКП/КПСС. После демобилизации вернулся в Дебальцево, стал уже машинистом паровоза. Напарниками у него были младшие братья Михаил и Николай. Став кривоносовцами, братья Дубина повели на больших скоростях тяжеловесные поезда. В октябре 1938 года Василия наградили именными часами.
       Летом 1939 года братьев командировали в депо Кавказская для передачи опыта — там переходили на ФД. А когда полыхнула финская война, братья прямым рейсом, при 40 градусах мороза, провели состав с военным снаряжением для воинов на финском фронте от Дебальцево до Ленинграда, а там подвозили военную технику. На обратном пути по заданию наркомата расшивали от скопившихся грузовых составов станцию Узловая. На груди Василия появился знак «Почётному железнодорожнику».
       Когда началась Великая Отечественная война Николай ушёл на бронепоезд. Василий с Михаилом продолжали водить поезда с эвакуированным оборудованием Кривбасса и Донбасса на восток. На прифронтовом участке регулярно совершали ночные угольные рейсы в Штеровку и Красный Луч. В этих рейсах во время вражеского налета Василий был ранен и контужен. Остался на посту, провел санитарный эшелон до Минеральных Вод. Лишь в больнице, близ Баку, у него удалили осколки.
       На пароме со своим паровозом пересек Каспийское море и доехал до города Кзыл-Орда. Здесь бригада получила другой локомотив, была включена в состав формирующейся паровозной колонны особого резерва № 44 Наркомата путей сообщения и отправилась на фронт. В город Ливны доставили эшелон с боеприпасами, в Прохоровку — танки. После Белгорода были Харьков, Полтава.
       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени» Дубине Василию Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
 Потом у В. Я. Дубины был ещё долгий путь на запад. День Победы встретил в Бреслау, на посту заместителя начальника колонны № 44. Берлин капитулировал 2 мая, а в Бреслау бои шли до 6 мая, и он лично сопровождал туда поезд с боеприпасами.
В конце 1946 году колонна № 44 была расформирована и В. Я. Дубина в начале 1947 года приехал домой. Продолжал трудиться в депо Дебальцево. После ухода на пенсию связи с депо не прерывал и вёл большую общественную работу.

Скончался 26 июня 1991 года.
Награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями; тремя знаками «Почётному железнодорожнику».


Водважко  Николай Петрович

       О дате рождения точных сведений нет. В автобиографии, которую он писал в феврале 1941 года, он сам написал, что родился в Киеве 3 марта 1904 года в семье железнодорожника. Начальник отдела кадров Дебальцевского отделения указал в ответе на запрос — 3 декабря того же года, а в трудовом списке, который предшествовал трудовой книжке, указано, что он родился 13 декабря. Да и в одной из анкет он сам написал, что месяц его рождения — XII. Окончив в 1920 году единую трудовую школу, начал свой трудовой путь ремонтным рабочим пути станции Яготин под Киевом. Через два года стал учеником на телеграфе на этой же станции, потом работал телеграфистом на станциях Лубны и Яготин. С января 1925 года работал стрелочником. Вскоре был назначен помощником начальника станции Кучаково, затем — станции Кононовка и в 1929 году — узловой станции Гребёнка, откуда в 1930 году был направлен на курсы диспетчеров в Киев.

       По окончании учёбы в мае 1931 года был направлен на работу в должности диспетчера узловой станции Дебальцево в Донбассе. Работал дежурным по Луганскому отделению, дежурным по району. В августе 1935 года был назначен заместителем начальника станции Ворошиловград. Он стал пропагандистом кривоносовских и красновских методов работы на своей станции. Для ускорения продвижения поездов по участку Водважко ввёл в практику работы общение с машинистом паровоза посредством диспетчерских записок, ставя в каждом отдельном случае перед ним конкретную задачу по сокращению перегонного времени хода. Оборудование участков радиосвязью значительно увеличило возможности для широкого внедрения этого метода. Возможности Водважко в смысле воздействия на улучшение работы транспортной сети значительно возросли с марта 1936 года, когда его назначили начальником станции Ворошиловград.

       Осенью 1938 года Водважко получил назначение на должность поездного диспетчера снова в Дебальцево. Здесь он контролировал погрузку угля на подъездных путях, работу станционных смен, что позволяло связывать воедино деятельность раздельных пунктов на участке. Он смог составлять график оборота локомотивов на несколько часов. Опыт передового диспетчера пропагандировался в печати, он выступал на конференциях и слетах. Был награждён орденом Трудового Красного Знамени и знаком «Почётному железнодорожнику». Диспетчеры на транспорте, и не только железнодорожном, тщательно изучали метод работы Н. П. Водважко и стремились применить его на вверенных им участках работы.

       Его имя стало символом точности, оперативности и чёткости в работе. Всем диспетчерам сети стали известны его семь принципов работы: знать отлично людей, с которыми трудишься; постоянно крепить контакт с линейными работниками, держать их в курсе поездной обстановки; видеть поезд в начальной стадии формирования; регулярно анализировать график движения; быть всегда на несколько перегонов «впереди»; владеть техникой регулировки сгущённых грузопотоков; всегда держать данное слово. В суровую зиму 1939—1940 годов Н. Водважко точно по расписанию отправил для Ленинграда маршрут угля, обеспечив «зелёную улицу» до станции Основа в Харькове. Весь маршрут состав прошёл за 12 часов 27 минут — на 1 час 55 минут быстрее, чем было предусмотрено графиком.

       Осенью 1940 года Водважко стал студентом Всесоюзной академии железнодорожного транспорта, но в связи с её закрытием продолжил учёбу во Всесоюзной школе техников, где и застала его война. Вернуться на свою станцию не пришлось. В первые дни войны по путевке наркомата был направлен на Пермскую дорогу, где он стал работать в Зуевке заместителем начальника отделения на линии Молотов—Киров. Этот участок с началом войны приобретал стратегическое значение: по нему шли воинские эшелоны к фронту с Урала и Сибири, на восток двигались эшелоны с эвакуированными, промышленным оборудованием и другими грузами из территорий, находящихся под угрозой оккупации.

       Первое же ознакомление с обстановкой вызвало у него серьёзное беспокойство: пропускная способность направлений явно недостаточна, даже воинские поезда подолгу стояли на подходах к станциям. Прежде всего, он добился равномерной расстановки поездов на участках, сумел упорядочить набор воды паровозами, загрузив пункты водоснабжения на линейных станциях и ликвидировав очереди у колонок на основных узлах. Скорость движения поездов возросла. И снова он на тормозных площадках товарняков объезжал станции отделения. Подметив, что на одних станциях производился только набор воды, на других — техосмотр вагонов, на третьих — чистка топок паровозов, он добился совмещения этих операций на тех станциях, где проводился набор воды. Эти меры позволили ускорить продвижение поездов.

Это был труднейший период в деятельности нашего железнодорожного транспорта, оказавшегося на грани катастрофы. В этих условиях опыт Водважко по ускоренному продвижению поездов в обоих направлениях приобретал исключительно важное значение. О новом опыте знатного диспетчера было рассказано в газетах.

       После Сталинградской битвы в мае 1943 года Водважко был направлен на станцию Моршанск Московско-Рязанской железной дороги. Здесь он выполнял и обязанности линейного помощника начальника грузовой службы Моршанского отделения движения, вновь изыскал резервы ускорения продвижения поездов.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Водважко Николаю Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

       В конце марта 1944 года Водважко был откомандирован на Северо-Донецкую железную дороги и назначен заместителем начальника Ворошиловградского отделения, а через год — начальником Попаснянского отделения. Ему было присвоено персональное звание директора-подполковника движения. Прежде всего у него была забота об организации движения, руководстве соревнованием шахтёров и паровозников «Уголь — тоже оружие Победы.». Нужно было и возрождать разрушенное железнодорожное хозяйство Донбасса.

       После войны Водважко был направлен на Винницкую дорогу, где возглавил Гречанское отделение. В феврале 1951 года он вернулся в Дебальцево, а потом был направлен в Купянск, откуда в 1955 году ушёл на заслуженный отдых. По данным учётной карточки Президиума Верховного Совета СССР, Николай Петрович Водважко умер в 1972 году.

       Награждён двумя орденами Ленина, Трудового Красного ЗнамениКрасной Звезды, медалями; двумя знаками. «Почётному железнодорожнику».


Ильин Николай Яковлевич

       Николай Яковлевич Ильин родился в 1922 году в селе Чернухино Ворошиловского района Ворошиловградской области УССР (ныне — посёлок городского типа Перевальского района Луганской области) в семье рабочего.

       После окончания средней школы № 6 г.Дебальцево работал слесарем в пункте контроля автотормозов (АКП) вагонного депо «Дебальцево-Сортировочное» Донецкой области.

       С началом Великой Отечественной войны, не дожидаясь призыва, сам пришёл в военкомат. Был направлен в феврале 1942 года в действующую армию заместителем политрука в 50-й гвардейский стрелковый полк (15-я гвардейская стрелковая дивизия57-я армияСталинградский фронт). Николай Ильин стал одним из инициаторов снайперского движения на Сталинградском фронте.

       16 октября 1942 года Николаю Ильину вручили снайперскую винтовку имени Героя Советского Союза Хусена Андрухаева на прикладе которой  командование 136-й стрелковой дивизии Южного фронта, в память о герое прикрепило металлическую пластинку с надписью «Имени Героя Советского Союза Х. Андрухаева». К моменту вручения винтовки гвардии старшине Николаю Яковлевичу Ильину на его счету было уже 115 уничтоженных фашистов. После гибели Н. Ильина винтовка № КЕ-1729, к которой прикрепили табличку с надписью: «Имени Героев Советского Союза X. Андрухаева и Н. Ильина», была передана другому снайперу — Гордиенко Афанасию Емельяновичу. В настоящее время эта винтовка хранится в Центральном музее Вооружённых Сил СССР.

       С 18 октября по 1 ноября 1942 года на участке сёл Дубовый Овраг — Большие Чапурники за 11 дней снайперской охоты Ильин уничтожил 95 вражеских солдат. К февралю 1943 года Николай Ильин застрелил 216 солдат и офицеров противника. Всего на счету Николая Ильина к моменту гибели было 494 врага. За мужество и отвагу в борьбе с немецкими оккупантами Николай Ильин был награждён орденом Красного Знамени.

       Президиум Верховного Совета СССР Указом от 8 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

       После разгрома вражеской группировки под Сталинградом 15-я гвардейская стрелковая дивизия, в которой служил Ильин, с боями достигла реки Северский Донец и заняла оборону.

       4 августа 1943 года в бою под селом Ястребово Николай Ильин погиб, сражённый пулемётной очередью. Похоронен Николай Яковлевич Ильин в селе Никольское (Шебекинский район ныне Белгородской области), где установлена мемориальная доска.

       Награды:

  – Указом Президиум Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, личный героизм и отвагу в боях при защите Сталинграда Николаю Яковлевичу Ильину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 879). – Орден Красного Знамени — за мужество и отвагу в борьбе с немецкими оккупантами. Именем Николая Ильина названа улица в Волгограде. Именем Николая Ильина названа улица в городе Владимир-Волынский, Именем Николая Ильина названы улица и школа № 6 в городе Дебальцево, где воздвигнут памятник. На здании депо станции Дебальцево-Сортировочная установлена мемориальная доска. Среди мемориальных плит Большой братской могилы мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» есть плита с именем Николая Яковлевича Ильина. 16 апреля 1964 года Николай Яковлевич Ильин зачислен навечно в списки гвардейского мотострелкового полка. Именная винтовка Ильина хранится в Центральном музее Вооружённых Сил СССР. В 1966 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Ильину.


Мельников Анатолий Васильевич

       Анатолий Мельников родился 3 мая 1923 года в посёлке Дебальцево

Окончил десять классов школы. В 1941 году Мельников был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году он окончил Харьковское танковое училище. С июля того же года — на фронтах Великой Отечественной войны.

       К августу 1944 года старший лейтенант Анатолий Мельников командовал взводом 202-й танковой бригады 19-го танкового корпуса 51-й армии 1-го Прибалтийского фронта. Участвовал в сражениях на территории Латвийской ССР22 августа 1944 года в районе населённого пункта Букайши Добельского района взвод Мельникова принял активное участие в отражении семи немецких контратак, уничтожив 5 танков, 5 артиллерийских орудий и около 100 солдат и офицеров. В том бою Мельников лично уничтожил 3 немецких танка, но и сам погиб.

       Похоронен у местечка Крустини Добельского района Латвии.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года старший лейтенант Анатолий Мельников посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также посмертно был награждён орденом Ленина.

       В честь Мельникова названа улица, школа №5  и установлен бюст в городе Дебальцево.


Мокроусов Виталий Петрович

       Мокроусов Виталий Петрович родился в 1924 году в Дебальцево, после окончания средней школы обучался в железнодорожном училище. До войны работал горноспасателем взвода ВГСО, обслуживающего шахты Чернухинского крыла.

       В годы войны служил в 126-й Горловской Краснознаменной дивизии, разведчик. В 1943 году с группой разведчиков, которая проходила через Дебальцево, ушел на фронт. Боевой крещение принял в Крыму разведчиком 690 стрелкового полка 126-й стрелковой дивизии. Во время боя под Севастополем заменил погибшего командира. За одну ночь в январе 1945 года в Восточной Пруссии совершил 3 разведки переднего края врага.    

       Орденом Славы 3-й степени награжден за проведение разведывательной операции у города Шуляй Литовской республики. За проведение разведки у реки Неман награжден Орденом Славы 2-й степени. Во время разведывательной операции в городе Кенигсберг с тремя товарищами – разведчиками Виталий Мокроусов взял в плен более 1250 солдат противника. За отвагу, проявленную в боях за Кенигсберг, награжден Орденом Славы 1-й степени. Также награжден Орденом Отечественной войны.

       После окончания войны Виталий Мокроусов работал на Дебальцевском механическом заводе, а также много лет мастером – подрывником в Чернухинском шахтоуправлении.

       В 1968 году Виталий  Мокроусов трагически погиб во время спасения утопающего человека.

       Имя бесстрашного героя-разведчика, кавалера трех орденов Славы, сержанта Виталия Петровича Мокроусова навечно занесено в книгу боевой Славы Министерства Обороны СССР.

       В г. Дебальцево именем Виталия Мокроусова названа улица.


Пономаренко Алексей Никифорович

       Алексей Никифорович Пономаренко родился 17 марта1914 года в посёлке Ильинка (Дебальцево) в семье рабочего. Окончил семь классов школы и школу фабрично-заводского ученичества. До призыва на военную службу работал на Сталинской железной дороге помощником машиниста паровоза.

       В ряды  Красной Армии А. Н. Пономаренко был призван в 1935 году и направлен в Ворошиловградскую школу военных пилотов имени Пролетариата Донбасса. По её окончании в 1937 году служил в строевых частях Красного Воздушного Флота. В 1939 году принимал участие в отражении японской агрессии на реке Халхин-Гол. Был награждён медалью «За отвагу».

       В боях с немецко-фашистскими захватчиками     А. Н. Пономаренко со 2 августа 1941 года. Участвовал в Киевской оборонительной операции и обороне Донбасса. Участвовал в боях в Сталинграде.

       Всего к февралю 1943 года гвардии старший лейтенант Пономаренко произвёл 111 успешных боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники врага, доставку боеприпасов и продовольствия, выброску парашютных десантов. За время боевой работы он сбросил на объекты противника 130 тонн авиабомб. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Пономаренко Алексею Никифоровичу 25 марта 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

       После завершения Сталинградской битвы 62-я авиационная дивизия дальнего действия была выведена на переформирование и перевооружение. В мае 1943 года она вошла в состав 6-го авиационного корпуса авиации дальнего действия и участвовала в Курской битве и освобождении Донбасса.    

       После завершения Великой Отечественной войны А. Н. Пономаренко продолжал службу в военно-воздушных силах СССР до 1948 года. После увольнения в запас Алексей Никифорович жил в Киеве. Работал преподавателем в учебных мастерских Украинской сельскохозяйственной академии.

       21 апреля 1989 года Алексей Никифорович скончался. Похоронен на Лесном кладбище города Киева.


Щербина Николай Семенович

       Щербина Николай Семёнович (1920—1981) – гвардии старший лейтенант, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Лётчик-бомбардировщик, заместитель командира эскадрильи 36-го гвардейского БАП, (4-й БАК, 202-й БАД).
       Родился в 1920 году в Дебальцево Донецкой области, в 1940 году окончил военное училище.
       Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в составе 36 гвардейского бомбардировочного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. К сентябрю 1944 года совершил 169 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника.
       С первых дней войны на фронте, где каждый его боевой вылет – был подвигом.
       «22 февраля 1943 г. старший лейтенант Щербина точно передал разведданные, обстрелял вражеские войска. Но самолет попал под огонь зенитной артиллерии. Снаряд разорвался в кабине, позади штурмана. Штурман тяжело ранен, приборы разбиты… Но Щербина продолжал выполнять задание и повернул обратно лишь тогда, когда еще один снаряд угодил в машину, разбив гидросистему шасси… Приземлился в стороне от посадочной полосы, чтобы не загромождать ее»…
       Родина высоко оценила ратный подвиг нашего прославленного земляка. Указом от 23 февраля 1945 года Щербине Николаю Семёновичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
       После войны Николай Семёнович до 1959 года служил в ВВС. В отставке с 1959г.
       Николай Семёнович Щербина умер 28 февраля 1981 года.

       Похоронен в родном Дебальцево. В Дебальцево именем Героя названа улица города.


Викторов Владимир Васильевич

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. весь трудовой Донбасс, рабочие и железнодорожники трудились на своих предприятиях и всеми силами помогали приближать победу. Донецкие железнодорожники обеспечивали бесперебойные перевозки воинских грузов, помогали фронту различными материально-техническими средствами. Многие депо и мастерские изготовляли для нужд фронта и партизанских отрядов взрыватели, гранаты, мины, противотанковые ежи и бутылки с зажигательной смесью, различные виды противопожарной защиты, ремонтировали танки, автомашины и оружие. Прославился в этом деле токарь локомотивного депо Дебальцево-Восток комсомолец Владимир Васильевич Викторов, участник войны с белофиннами. Он предложил простую в изготовлении, но безотказно действующую мину, два вида ручных гранат. Под его руководством было изготовлено несколько тысяч таких снарядов на предприятиях города Дебальцево и других железнодорожных узлах. Неоценимую помощь при этом оказали молодые железнодорожники. По 16—18 часов они не покидали предприятия, изготовляя каркасы для таких мин и ручных гранат, чтобы защитникам Донбасса было чем сражаться с ненавистными немецко-фашистскими захватчиками.

Владимир Васильевич Викторов зарекомендовал себя также умелым разведчиком. По заданию политотдела железной дороги он не раз переходил линию фронта и приносил с оккупированной территории Донбасса ценные сведения.

Молодые комсомольцы Донбасса своим трудом и смекалкой, такие как комсомолец Владимир Викторов., всегда приходили на помощь своей стране, как и в мирное, так и в военное время, подставляя свое крепкое плечо для защиты Родины.